Старт полномасштабной реформы ОМС намечен уже на этот год, однако эксперты склоняются к мнению, что первоочередной задачей правительства является все-таки пенсионная реформа, предполагающая увеличение пенсионного возраста.
В отчете Счетной Палаты по проверке деятельности ОМС содержатся неоднозначные выводы. С одной стороны, страховщики сэкономили около 2% расходов Фонда за счет предотвращения нецелевого использования средств и обнаружения приписок лечебными учреждениями не оказанных (или оказанных не в полном объеме) медицинских услуг, с другой – в адрес Фонда ОМС все чаще звучит критика и недовольство граждан качеством и эффективностью медицинской помощи.
По словам Дмитрия Кузнецова, вице-президента Всероссийского Союза Страховщиков, критика в адрес страховых компаний, работающих в системе ОМС, противоречит принципам развития страховой медицины, озвученным государством в программных документах. Представители ВСС направили письмо министру финансов РФ А.Силуанову с предложением о формировании межведомственной рабочей группы для решения проблем, связанных с внедрением страховых принципов в ОМС. В письме также отмечено, что оценки работы страховщиков в системе ОМС зачастую диаметрально противоположны, и противоречия могут усугубиться с приходом Татьяны Голиковой на должность вице-премьера по социальным вопросам.
Действительно, последние 2 года недовольство граждан по вопросам деятельности страховых компаний выражается все чаще. К общественному мнению присоединилась и Счетная Палата, выразив недовольство по вопросам защиты прав потребителей медицинских услуг. Спустя несколько месяцев, в начале 2018 года, Минздрав также выпустил несколько инициатив, направленных на ужесточение требований к работе страховщиков в сфере здравоохранения. В конце мая в рамках Международного Экономического Форума в Санкт-Петербурге глава министерства здравоохранения РФ В. Скворцова и вице-премьер Т.Голикова выступили с инициативой жесткой централизации структурных подразделений ФОМС, что должно повысить общую эффективность работы. По мнению экспертов, вертикальная централизация повлечет за собой серьезное реформирование работы страховщиков.
Точная дата начала реформы страховой составляющей ОМС пока не известна. Если пенсионная реформа с большой степенью вероятности может стартовать уже в ближайшие месяцы, то страховая – не ранее 2019 года, после предоставления и изучения аудиторского отчета Счетной Палаты РФ.
Принимая во внимание социальную значимость проводимых реформ, Правительство РФ приняло решение о значительном увеличении затрат на реформирование ОМС. Этому во многом способствовала и прямая линия с Президентом, в ходе которой В.В. Путин заявил о финансировании программы по борьбе с онкологическими заболеваниями в сумме 1 трлн рублей на 2018-2024 гг. По предварительным расчетам, в систему ОМС будет ежегодно вводиться от 100 до 150 млрд рублей. По словам главы Минздрава, к реализации программы все готово, и старт может быть дан уже в этом году. Точной информации о статьях, на которые будут израсходованы выделяемые средства, пока нет. Скорее всего, значительная часть финансирования будет направлена на капитальный ремонт больниц и закупку нового высокотехнологичного оборудования последнего поколения. Последний раз в таком масштабе средства выделялись в 2008-2012 годах, когда за счет высоких цен на нефть у правительства появилась возможность дополнительного финансирования здравоохранения.
Согласно данным социологических опросов, проведенных Центром Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), состоянием медицины в той или иной степени обеспокоена большая часть населения РФ. Исходя из этого можно предположить, что все изменения в области здравоохранения будут находиться под пристальным вниманием граждан. Предполагается, что общественное мнение поможет выявлять критические точки реформы и оперативно принимать меры для их устранения.