Медицинское страхование: как сказку сделать былью?

Дмитрий Иванов
Несмотря на огромные суммы, выделяемые на здравоохранение, состояние российской медицины оставляет желать лучшего. Ежегодно немалая часть бюджета вместо финансирования реальных потребностей тратится на содержание федерального и регионального фондов ОМС. Совет Федерации намерен в ближайшее время коренным образом изменить ситуацию.
25.06.2018
203

Финансирование здравоохранения по страховому принципу в России осуществляется уже 25 лет. По официальным данным, система работает как часы, однако подавляющая часть населения не довольна качеством, объемом и доступностью медицинской помощи. Принимаемые поправки и корректировки не приводят к желаемым реальным результата, хотя в отчетах Минфина и Минздрава все выглядит очень гладко.

На темной стороне Луны

Все чаще законодатели говорят о том, что страховые медицинские организации – это посредники, цель которых – получать больше, а отдавать меньше. По данным за 2016 год их услуги обошлись бюджету в 30,5 млрд рублей, однако свои обязательства СМО выполнили далеко не в полном объеме. При существующем раскладе страховщики заинтересованы в лечении, но не в его результате. За бортом осталась профилактика, реабилитация и превентивная медицина. Также вызывает сомнение целесообразность дублирования государственных структур (ФФОМС и Росздрава) коммерческими, которым фактически на откуп отдано финансирование медицины. По мировому опыту, страховая модель оптимальна для стран с высокой долей среднего класса. В России отчисления привязаны к фонду оплаты труда, размер которого оставляет желать лучшего.

Альтернативная модель

В мировом рейтинге качества и доступности медицины Россия занимает по-настоящему позорное для имиджа страны 120 место, а нищая Куба, сохранившая финансирование за счет государственного бюджета – 18-е. С учетом среднего дохода на душу населения ситуация становится еще более странной. Объяснение простое: кубинская медицина, как и в ряде других стран, существенно опережающих Россию, основана на модели Семашко, не предполагающей никакой коммерциализации.

По некоторым данным при передаче средств в частные медицинские компании в России теряется до 14% бюджета, что составляет более 1,5 трлн рублей.

В России финансирование медицины осуществляется по бюджетно-страховому принципу, подразумевающему и государственное, и рыночное регулирование. Такая же модель действует в Канаде, Бельгии, Германии, Японии. Чиновники Минфина и Минздрава рьяно утверждают, что Россия стоит в одном ряду с этими странами, но, как говорится, свежо придание…

Голодный врач – вечно больной пациент

С момента подписания закона об обязательном медицинском страховании прошло 25 лет, среди которых были и дефолтные времена, и «жирные» нулевые, когда бюджет ломился от нефтедолларов. Увы, но до сих пор основной бич медицины – безденежье. Отчисления в ФОМС со стороны работодателей (за работающих граждан) и субъектов федерации (за неработающих) не достаточны для текущих расходов и реализации намеченных программ. Через страховые медицинские организации проходят огромные суммы, исчисляемые триллионами рублей, из которых СМО имеют право брать 2,6% на обеспечение своего функционирования. Дополнительно к этому бюджет страховых компаний пополняется за счет штрафов, взысканных с лечебных учреждений. По идее, заработав достаточные суммы, СМО должны вкладывать деньги в развитие медицины (строительство новых клиник, закупку высокотехнологичного оборудования и т.п.). Однако на деле складывается иная ситуация. Страховые компании сами на себя возложили функции третейского суда. Распоряжаясь огромными суммами, они самостоятельно устанавливают правила и штрафуют медицинские учреждения за их нарушение. Дошло до абсурда: административный персонал клиник опасается проверок со стороны страховщиков больше, чем прокурорских. Основная задача медицинских страховых организаций в нынешних условиях – это далеко не поддержание здоровья населения, а наложение штрафов на лечебные учреждения. Интересы пациентов отходят на второй план, а СМО интересует лишь правильность заполнения отчетов и поиск доказательств необоснованно назначенного (избыточного) лечения. В конечном счете получается, что медицина в России не застрахована, а заштрафована.

Хитрая арифметика

Возникновение коммерческих структур в бюджетном потоке – всегда тревожный сигнал, наводящий на мысли о коррупционных схемах, откатах и распиле бюджетных средств. Чиновники от медицины заявляют, что такая структура необходима для адаптации системы здравоохранения к работе в рыночных реалиях. Если говорить откровенно, то за 25 лет так и не сделано каких-то конкретных шагов: до сих пор не определена методика расчета себестоимости процедур, должным образом не обрабатываются и не анализируются статистические данные, а объем оказанных услуг оценивается в количестве посещений лечебно-профилактических учреждений. Сравнительные данные говорят о том, что медицина недофинансирована. Если в Европе один койко-день в госпитале обходится в 3500 долларов, то в России – 59, а поликлинический прием оценивается в 58 и 6 долларов соответственно. Стоимость пакета госгарантий в 2018 году составляет 10812 рублей, а цена годового полиса ДМС стартует от 30 тысяч в зависимости выбранной программы страхования.

Изначально внедрение системы ОМС задумывалось как дополнение к бюджетному финансированию, однако на деле получилось полное замещение. В итоге медицина как испытывала недостаток финансирования, так и испытывает, образуя замкнутый круг: недоплаченный врач - недолеченный пациент – заболевание в тяжелой стадии. Данные статистики выглядят удручающе: 45% населения узнает свой диагноз, когда болезнь перешла в хроническую форму или более тяжелую стадию. Так, рак груди у женщин в США встречается намного чаще, чем в России, но благодаря раннему обнаружению пациентам удается полностью излечиться.

В низкой эффективности расходования денег из фонда ОМС убедились и сотрудники Счетной палаты РФ. Страховая медицина словно замерла в 90-х: до сих пор нет прозрачной схемы движения финансовых средств и единого алгоритма оценки качества медицинской помощи.

На одном из мероприятий Санкт-Петербургского экономического форума было предложено финансировать лечебные учреждения напрямую, минуя ФОМС. Такой шаг экономически оправдан, поскольку деньги, выделяемые страховщикам, сопоставимы с расходами на строительство и оборудование десятков профильных клиник. Основная задача правительства заключается в повышении доступности медицинской помощи и качества оказания услуг.

Комментарии: