Верховный суд разъяснил: законодательство о защите прав потребителей теперь применяется к отношениям в системе обязательного медицинского страхования

Панов А.В.
В статье даются разъяснения о том, как  Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" предоставляет новые возможности защиты прав и интересов пациентов в системе ОМС
08.08.2012
10800

Содержание

К отношениям в системе ОМС применяется закон о защите прав потребителей
Права потребителя
Права застрахованного
Специальные способы защиты прав потребителя
Вся информация в Территориальной программе государственных гарантий
Примеры использования закона о защите прав потребителей в системе обязательного медицинского страхования
Ждем примеров нарушения прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования

К отношениям в системе ОМС применяется закон о защите прав потребителей

28 июня 2012 года Пленум Верховного Суда РФ принял новое постановление  "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", которым отменено прежнее, действующее еще с 1994 года.

П.9 вышеназванного Постановления пленума Верховного суда РФ устанавливает, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей, которое регулирует отношения, возникающие между потребителями и … исполнителями, при выполнении работ оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей получение информации о работах, услугах и об исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Права потребителя

Выделим те права потребителя, которые сейчас присутствуют в законе о защите прав потребителей:

  • на надлежащее качество  работах (услугах)
  • на безопасность работы (услуги)
  • на информацию об исполнителе
  • на информацию о работах (услугах)
  • на соблюдение сроков выполнения работ (оказания услуг)
  • при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
  • на соблюдение сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
  • на соблюдение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя

Этим правам корреспондируют обязанности исполнителей работ (услуг) данные права обеспечить.

Применительно к отношениям по обязательному медицинскому страхованию обеспечивать права застрахованных граждан должны:

Права застрахованного

Напомню права застрахованных граждан в системе обязательного медицинского страхования, установленные федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

Статья 16. Права и обязанности застрахованных лиц

1. Застрахованные лица имеют право на:
1) бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
а) на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
2) выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;
3) замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;
4) выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
7) защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
8) возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Специальные способы защиты прав потребителя

Закон о защите прав потребителей устанавливает специальные способы защиты гражданских прав, которые изложены в статьях 28-31 закона о защите прав потребителей, а также предоставляет возможность получить денежную компенсацию причиненного морального вреда, как общего способа защиты гражданских прав, но не из-за посягательства на нематериальные блага, установленные ст. 150 Гражданского кодекса РФ, а из-за нарушения прав потребителя (ст. 15 закона о защите прав потребителей).

Данные специальные способы теперь могут применяться застрахованными гражданами, получившими статус потребителя в случае несоблюдения медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами обязательного медицинского страхования своих обязанностей по обеспечению прав застрахованного (потребителя медицинских услуг).

Вся информация в Территориальной программе государственных гарантий

Отправной точкой объема и содержания прав граждан в системе обязательного медицинского страхования являются Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на текущий год (далее Территориальная программа), в которых законодательно закреплены, например, очередность на плановый прием к участковому терапевту, врачам других специальностей, предельные сроки проведения диагностических исследований, ожидания плановых госпитализаций и т.д.

Нарушение положений Территориальных программ – прямое основание воспользоваться положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"

Примеры использования закона о защите прав потребителей в системе обязательного медицинского страхования

Рассмотрим примеры, которые достаточно часто встречаются при получении медицинской помощи в системе ОМС.

1. Показано диагностическое обследование, а талонов (направлений) у лечащего врача нет и не предвидится.

Что делать?

Оплатить показанное диагностическое обследование, а затем предъявить медицинской организации Претензию о возмещении понесенных расходов в связи с недостатком медицинской услуги в системе ОМС (оплата застрахованным обследования при оказании амбулаторной медицинской помощи).

2. При нахождении в стационаре пациенту предложено приобрести лекарственные средства, входящие в стандарт медицинской помощи и /или входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания стационарной медицинской помощи.

Что делать?

Приобрести лекарственное средство. Сохранить кассовый чек, товарный чек с расшифровкой названия лекарственного препарата, а затем предъявить медицинской организации Претензию о возмещении убытков в связи с недостатком медицинской услуги в системе ОМС (приобретение застрахованным лекарственного средства при лечении в стационаре).

3. Экспертизой качества медицинской помощи установлены дефекты медицинской помощи.

Что делать?

Предъявить медицинской  организации Претензию о добровольной компенсации причиненного морального вреда в связи с недостатком медицинской услуги в системе ОМС (оказание медицинской помощи ненадлежащего качества согласно акта экспертизы качества медицинской помощи (целевой).

Ждем примеров нарушения прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования

Примеров нарушения прав застрахованных в системе ОМС достаточно много и Центр медицинского права предлагает посетителям сайта направить на наш электронный адрес описание ситуации, а мы подготовим образцы претензий и выложим их для всеобщего использования на нашем сайте.

Сообщайте нам о результатах рассмотрения претензий!

Комментарии: