В одной суровой Челябинской больнице на обращение пациента с законным требованием о предоставлении копии медицинской документации ответили письмом суть которого в следующем. Медорганизация предлагает ознакомиться с медицинской документацией пациенту либо его законному представителю предварительно записавшись на приём в соответствии с действующим графиком (два раза в неделю по три часа по предварительной записи). При этом любезно разрешается сделать выписки, а вот в снятии фотокопий документов отказано. Ссылается главный врач, понятное дело, на приказ Минздрава № 425н, и на особенностях ознакомления я останавливаться не буду - тема неоднократно обсуждалась на портале, в частности здесь, здесь, и здесь. Удивило другое. За реализацию законного права пациента о предоставлении копии медицинской документации больница предложила уплатить в кассу 500 рублей. Дословно: "за услугу по выдаче копии медицинской карты стационарного больного". Пациент естественно возмутился. И задал мне закономерный вопрос: а насколько это законно? "Незаконно" - ответил я. И предложил подготовить заявление в прокуратуру. Пациент пока думает, стоит ли его (и моё) время и нервы этой суммы. Казалось бы, всё однозначно: право на получение отражающих состояние здоровья пациента медицинских документов (их копий) и выписок из них, в том числе в форме электронных документов, безусловное и гарантированное статьёй 22 Федерального закона № 323-ФЗ. Я уже не говорю о праве на информацию, гарантированном законодательством о защите прав потребителей. Однако, ознакомившись с мнениями других юристов, я несколько поколебался в своей уверенности. Есть мнение, что включив данную платную услугу в прейскурант, медучреждение очень даже вправе брать плату за изготовление копий, и это логично - меддокументация порой насчитывает сотни страниц, а бумага и расходники недёшевы, особенно если речь идёт о бюджетном учреждении. Судебная практика, которую удалось найти, ясности не добавила: попытки обжаловать отказ в порядке гражданского либо административного производства заканчиваются отказом в удовлетворении требований. Но там требовали либо подлинники, либо медицинские документы, которые не было законных оснований выдавать. Судебных актов, дающих оценку законности взимания платы за копирование меддокументации я не нашёл. Отсюда вопрос, коллеги: возможно, я просто плохо искал и такая практика существует? И второй вопрос: а что вы думаете по этому поводу?
Я в литературе встречал такую практику, что копию истории болезни или документа из истории болезни (о чем в ней делается отметка) один раз выдают бесплатно. Считается, что пациент (гражданин) свое право реализовал. Если надо ещё раз, то уже за деньги, по прейскуранту.
Пользуясь случаем, хочу спросить у коллег, нет ли практики по направлению медицинских документов по запросу пациента по интернету, на адрес электронной почты? Очень актуально, когда больница обслуживает субъект или федеральный округ и пациенту очень накладно приехать за копией документа лично. Как вариант, если при получении согласия на обработку персональных данных, пациент указал свой электронный адрес и дал согласие на направление на него документов составляющих медицинские сведения.
Я бы на месте медучреждения по электронке направлять не решился, сославшись на врачебную тайну и невозможность идентифицировать заявителя. Ну или предложил лично явиться и написать заявление - а в этом случае весь смысл теряется. А чем плох вариант отправки заказным письмом на адрес пациента? Всегда так делаем, проблем не возникало.
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с использованием нами файлов cookies, Пользовательским соглашением и даете согласие на обработку персональных данных.