Правительству Новгородской области необходимо обеспечить разработку механизма распределения объемов оказания медицинской помощи по ОМС на недискриминационных условиях

24.06.2019 00:47
1181

Решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области признано отвечающим требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ООО «Медицинский центр «Альтернатива» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области с заявлением о том, что Комиссией по разработке территориальной программы ОМС Новгородской области (далее – Комиссия) объем предоставления медицинской помощи в условиях дневного стационара распределяется таким образом, что объем организаций частных форм собственности в десятки раз меньше объемов, предоставленных государственным учреждениям здравоохранения и не обеспечивает возможностей равного доступа всех заинтересованных медицинских организаций на рынок оказания медицинских услуг в рамках указанной программы. Решение о выделении определенных объемов медицинских услуг конкретной медицинской организации принимается Комиссией в условиях, исключающих конкурентную борьбу за право оказания данных услуг.

Управлением УФАС было возбуждено дело о нарушении монопольного законодательства и в решении сделан вывод, что причиной данной ситуации является отсутствие установленного механизма (системы) распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Новгородской области, предусматривающего обязательные для Комиссии объективные критерии и систему (методику) распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Новгородской области и выдано предписание от 10.05.2018 г. Правительству Новгородской области (далее - Правительство) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и с этой целью обеспечить разработку и реализацию механизма (системы) распределения объемов оказания медицинской помощи, предусматривающего обязательные для Комиссии объективные критерии и систему (методику) распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Новгородской области на недискриминационных условиях.

Правительство Новгородской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления от 10.05.2018.

Арбитражный суд первой инстанции 5 октября 2018 года отказал в удовлетворении требований заявления, сославшись на то, что бездействие Правительства, выразившееся в непринятии мер по созданию условий, направленных на «прозрачное» распределение объёмов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, приводит к созданию дискриминационных условий, что является нарушением части 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ.

Правительство Новгородской области с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, так как федеральным законодательством за Правительством не закреплены полномочия установления обязательных для Комиссии критериев и системы (методики) распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования, решением и предписанием УФАС на Правительство незаконно возлагается обязанность совершить действия, не предусмотренные законом.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу, сослался на правовой подход в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2016 № 308-КГ16-15474 согласно которого действующее законодательство в сфере обязательного медицинского страхования не содержит положений, обязывающих орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определять порядок распределения объемов медицинской помощи в рамках ОМС, а также на довод о том, что требование предписания об обеспечении разработки и реализации правительством вышеназванного механизма (системы) распределения объемов оказания медицинской помощи фактически означает требование принятия нормативного правового акта по указанному вопросу, соответственно, УФАС налагает оспариваемыми актами на Правительство обязанность совершить действия (принять нормативный правовой акт) при отсутствии соответствующих полномочий и нормы права, обязывающей принять заявителя такой акт и 20 марта 2019 года отменил решение суда первой инстанции, признал не соответствующими Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 10.05.2018 по делу № А-11/8.

Управление ФАС по Новгородской области подало кассационную жалобу на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда.

19 июня 2019 года Арбитражный суд Северо-Западного округа постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2019 отменил и оставил в силе решение Арбитражного суда Новгородской области от 05.10.2018 г.

По мнению главного редактора информационного портала Право-мед.ру Алексея Панова на настоящее время данный спор утратил свою актуальность, так как в Приказе Минздрава России от 28.02.2019 № 108н Комиссиям по разработке территориальной программы ОМС определены критерии, по которым Комиссия первоначально распределяет объемы медицинской организации среди медицинских организаций.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle