Выведение Росздравнадзора из подчинения Минздрава России повысит его эффективность?
28.01.2020 05:23 2505

Видеоконференция Право-мед.ру № 141 (03) от 28 января 2020 года на котором обсуждался Указ Президента России от 21 января 2020 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Тема: Выведение Росздравнадзора из подчинения Минздрава России повысит его эффективность?

Рассмотренные вопросы

  1. Причины изменения передачи руководства Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Правительству России?
  2. Оценка последствий внесенных изменений для подконтрольных субъектов?

Участники

Панов А.В.: Информационный портал Право- мед.ру продолжает видеоконференции января 2020 года. Представляем наших участников. Начинаем с Санкт-Петербурга, где находится хорошо вам известный Дмитрий Гаганов, юрисконсульт Ассоциации организаторов здравоохранения в онкологии. Дмитрий, добрый питерский день!

Гаганов Д.: Здравствуйте Алексей! Добрый омский, так сказать, день! Привет вам омичи и омички! Приветствую всех коллег, всех уважаемых слушателей.

Панов А.В.: Надеюсь услышу такое же приветствие от нашего коллеги Игоря Степанова из Ярославля, который представляет общественную организацию пациентов инвалидов-больных рассеянным склерозом “Гефест”. Игорь, послушаем Вас.

Степанов И.: Добрый день уважаемые коллеги, рад вас видеть всех, и уважаемые слушатели.

Панов А.В.: И третий участник - Игорь Васильев, Новосибирск, Новосибирский государственный медицинский университет. Игорь, добрый день!

Васильев И.: Здравствуйте уважаемые коллеги. Рад вас видеть.

Панов А.В.: Компания в сборе. Переходим к теме видеоконференции. Начнем с демонстрации. Торжественно объявляю, что у нас 141 конференция с начала работы и 3 в текущем году.

Выведение Росздравнадзора из подчинения Минздрава России повысит его эффективность? Рис. 1

Обсуждать мы будем выведение Росздравнадзора из-под подчинения Минздрава России. Повысится ли его эффективность?

Что явилось информационным поводом для проведения нашей видеоконференции?

Выведение Росздравнадзора из подчинения Минздрава России повысит его эффективность? Рис. 2

Указ Владимира Владимировича Путина от 21 января 2020 года.

Согласно которого меняется структура федеральных органов исполнительной власти. Гарант Конституции считает, что для повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствии с такими-то статьями, законами установлено, что руководство Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения теперь осуществляет Правительство Российской Федерации. Какая была схема раньше?

Выведение Росздравнадзора из подчинения Минздрава России повысит его эффективность? Рис. 3

Правительство - Минздрав - Росздравнадзор.

Выведение Росздравнадзора из подчинения Минздрава России повысит его эффективность? Рис. 4

Теперь Правительство напрямую руководит Росздравнадзором и продолжает руководить Минздравом России.

Поскольку я теперь начал опубликовывать анонсы наших видеоконференций, есть название, есть обсуждаемые вопросы, то я делаю публичным скрин, который был выложен на моем видео канале в YouTube

Выведение Росздравнадзора из подчинения Минздрава России повысит его эффективность? Рис. 5

Как отвечают пользователи на этот вопрос:

Надзор нужно передать в Минсельхоз, хуже не будет -первый вариант.

Второй вариант: как вы ребята не садитесь, вы в музыканты не годитесь.

Но это мнение слушателей о том, что изменится. А наша с вами задача дать мнение профессионалов, специализирующихся в медицинской юриспруденции. Поэтому первый вопрос.

Выведение Росздравнадзора из подчинения Минздрава России повысит его эффективность? Рис. 6

Коллеги, находился Росздравнадзор под Минздравом столько лет и вдруг такие изменения. В чём заключаются глубинные причины такого переподчинения?

С удовольствием вас послушаем. Начнём с Дмитрия Гаганова, ему предоставляется возможность первым выразить свою позицию. Почему переподчинили Росздравнадзор?

Гаганов Д.: Моя позиция очень простая уважаемые коллеги и дорогие, любимые наши слушатели. У нас новый Председатель Правительства, в одном из своих первых выступлений, в том числе и самом первом, перед фракциями, он сказал, что главная цель — это исполнении национальных проектов надлежащим образом. И в связи с этим я как раз и вижу причину переподчинений, потому что до переподчинения в Минздраве был департамент, возглавляемый Давидом Мелик-Гусейновым, который смотрел как раз за исполнением и реализацией национальных проектов в сфере здравоохранения. Сейчас убрали эту промежуточную ступень. Подчинили напрямую Правительству. И здесь я как раз вижу дальнейшее развитие событий, что будут усилены контрольно-надзорные функции, связанные именно с контролем исполнения национальных проектов в сфере здравоохранения. Вот моё мнение, уважаемые коллеги и слушатели.

Панов А.В.: Уважаемые коллеги, одну причину глубинную вскрыли. Что думает Игорь Степанов по этому поводу? Какие ещё причины?

Степанов И.: Уважаемые коллеги согласно 323 Федеральному закону существует три вида контроля: внутренний контроль, ведомственный и государственный контроль. У меня всегда возникал вопрос: каким образом может по сути дела орган исполнительной власти, который осуществляет ведомственный контроль — это Министерство здравоохранения Российской Федерации, контролировать по сути дела Росздравнадзор, который является органом государственного контроля? Наверное, всё-таки нужно было подумать о том, чтобы вывести орган государственного контроля из подчинения ведомственного. Наверное, должна быть создана независимая организация, независимая служба, которая не зависит от органа, который он в том числе должен и контролировать по сути дела, поскольку государственный контроль распространяется не только на организации, но и на всю систему ведомственного контроля Российской Федерации. Ведь не зря в течение 10 лет у нас поднимался вопрос в начале на уровне пациентского сообщества, а потом на уровне прокуратуры о создании здравоохранной прокуратуры. Почему? Потому что, вероятно, уже отмечались тенденции о том, что контрольная функция была несколько недостаточна и нужно было ее усилить в том числе созданием структуры в органах прокуратуры. Поэтому, на мой взгляд, совершенно логично и разумно выделить орган государственного контроля из-под контроля по сути дела ведомственного и подчинить его Правительству Российской Федерации.

Панов А.В.: Спасибо Игорь. Что скажет второй Игорь по глубинным причинам?

Васильев И.: Прочитав тему видеоконференции я вспомнил статью, у меня была в 2005 году, называлась “К вопросу о правоохранительной функции здравоохранения”, по большому счету в нашем сегодняшнем правовом государстве здравоохранение это не лечение, а это охрана права на здоровье, права человека на его жизненный уровень и так далее. По большому счёту я поднял эту статью. Вдруг у меня дежавю какое-то возникло. В 2004 году ведь у нас было уже, если вы помните Федеральное агентство по здравоохранению, так называемый Росздрав, который занимался тем, что осуществлял руководство собственника, оказания медицинской помощи ну и прочее-прочее. В 2008 году Росздрав ликвидировали, все передали Минздраву. То есть раньше была структура такая: Минздрав регламентирует, Росздрав исполняет, а Росздравнадзор смотрит как это исполняется. Потом Росздрав убрали и в результате Минздраву передали функцию, в том числе и непосредственно оказания медицинской помощи и лечебную функцию и функцию собственника. И получилось, что у нас Минздрав в одном лице и издает некие правила, потом их исполняет и сам же себя контролирует. По большому счёту, чем было вызвано это - непонятно. В 2008 году это объединение состоялось. Но, на мой взгляд, на очередном витке пришли к тому, что не может все так оставаться. На сегодняшний день мы это видим, допустим в том случае, когда, проверяя исполнение порядков и стандартов оказания помощи Росздравнадзор обнаруживает что в медучреждениях нет, допустим, достаточного оборудования, но он не может серьезно наказать, потому что сам себя наказывает. Мне кажется, что, конечно, это в общем то логично такое разделение, ну и на самом деле, по-хорошему, может быть все должно вернуться к той системе чтобы создать в Минздраве еще и агентство, которое бы занималось непосредственно учебной деятельностью, деятельностью по оказанию медицинской помощи и управлением медицинскими учреждениями федерально.

Панов А.В.: Государство осознало, что совмещать регулирующую и контролирующую роль сомнительно. Ну хорошо, что к этому пришли.

Моя позиция, коллеги. Думаю, что был обобщен опыт выхода Роспотребнадзора из-под контроля Минздрава России, такое тоже осуществилась. И видимо, по мнению наших руководителей этот выход оказался положительным. А с учётом того, что Дмитрий Гаганов обратил внимание на господина Мишустина, ставящего во главу угла национальные проекты, выход Росздравнадзора из-под Минздрава является абсолютно логичным. От первого вопроса переходим ко второму, неразрывно с ним связанному.

Выведение Росздравнадзора из подчинения Минздрава России повысит его эффективность? Рис. 7

А что произойдет после изменения этой вертикали власти для подконтрольных субъектов? Задача Росздравнадзора контрольно-надзорные функции. Что будет? Чего ожидать всем подконтрольным субъектам? Поскольку Игорь Васильев начал говорить про Федеральное агентство и про то, что у него дежавю случилось, ну давайте продолжим, может быть он разовьет свою мысль в этом направлении.

Васильев И.: Больных и убогих первыми, да? Это же признак заболевания. Коллеги, на самом деле, это переключение, я про это и говорил, что оно уже было. И, собственно говоря, закончилось ничем. Поэтому если это расценивать как, грубо говоря, приготовление инструментария для проведения системных реформ, вполне вероятно, что это и повлечет серьезные изменения, но все будет зависеть не от того, что создано, а о того какими намерениями и каким образом этот инструмент будет использован. На мой взгляд в принципе можно расценивать это как некий намек на то, что всё-таки будет происходить реформа здравоохранения. Но она должна быть комплексной и не только с этим связана. То есть намек на изменения в нужную сторону и на усиление надзора и контроля все-таки есть.

Панов А.В.: О как глубоко Васильев то копнул. Послушаем Игоря Степанова.

Степанов И.: Я надеюсь, что действительно усиление контрольной и надзорной функций должно дать результат. Возможно будет какая-то связка с другими надзорными органами более тесное. Я, возможно, предполагаю, что с прокуратурой, тем более что она сейчас усилена человеком, вышедшим из следственного комитета. И если вот этот вектор будет развиваться, то мы можем ожидать усиления функции контроля и надзора и, следовательно, усиление именно санкционной работы просто за неисполнение, потому что без этого система не всегда работает. Но если будет дано добро на то, чтобы был жесткий контроль, то тогда, наверное, будет легче продвигать именно реализацию проектов, которые сейчас намечены в стране. Я думаю, такой вектор задается силовой и вероятно будет использован в ближайшее время.

Панов А.В.: Понятно. Давайте Дмитрия послушаем. Как повлияет все это на подконтрольных субъектов?

Гаганов Д.: Соглашусь. Соглашусь по поводу силового вектора и еще более усилю вектор, уберу скалярность полную в этом векторе. Скажу следующие: у территориальных управлений Росздравнадзора и раньше была функция возможности проверить региональные органы здравоохранения, комитеты по здравоохранению либо иные структуры с подобными функциями. Сейчас это будет как раз усиленно. А связано это с тем, что национальные проекты будут своеобразным мерилом эффективности деятельности губернаторов на местах и региональных властей. И я думаю, что мы здесь видим как раз часть вот этого общего сценария. То есть поскольку Росздравнадзор становится таким самостоятельным игроком, то воздействие лоббистских групп, которые имели выход на Министерство здравоохранения с регионов просто убирается. Вот что хотел бы заметить. Ну опять же это всё в русле конечно исполнения национальных проектов, которые становятся своеобразным таким программно-целевым управлением, вводимым на административный государственный уровень. Я закончил.

Панов А.В.: Спасибо, Дмитрий. Я разовью вашу мысль, но сначала скажу, что я с вами солидарен, согласен. Для региональных бюджетных учреждений здравоохранения ничего не поменяется, как и для частной медицины. А вот с точки зрения контроля за функциями, региональными органами управления здравоохранением и за федеральными учреждениями здравоохранения можно ожидать более такой объективной деятельности - но при наличии политической воли, той же самой госпожи Голиковой. Но так как исполнять национальные проекты нужно, я полагаю, что именно вот те категории, про которые говорил Дмитрий, им следует ожидать увеличения привлечения к своей деятельности внимания. Ну и в целом, как сказали два Игоря, возможно усиление давления в целях реализации национальных проектов. Как это будет на самом деле, конечно же время покажет. Коллеги, благодарю за обсуждение этого вопроса, за вскрытие глубинных проблем, причин изменения вертикалей управления Росздравнадзора и о тех последствиях, которые могут иметь место. До свидания. И до новых встреч на нашем информационном портале Право-мед.ру.

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle