Электронный клинический фармаколог - новый элемент системы качества и безопасности меддеятельности?
17.11.2023 08:21 506

На вопросы Алексея Панова ответил Степанов Игорь Олегович, врач - невролог, клинический фармаколог, юрист, председатель Ярославской областной общественной организации инвалидов-больных рассеянным склерозом "Гефест", г. Ярославль, член АЮР.

А. Панов: Здравствуйте! 11 ноября мне попалась на глаза публикация из МК Улан-Удэ о том, что в больнице Бурятии приняли на работу искусственный интеллект.

«Электронный клинический фармаколог» способствует уменьшению врачебных ошибок и осложнений в клинической практике», - говорится в телеграм-канале РКБ имени Семашко.

Подчеркивается, что после интеграции в медицинскую информационную систему искусственного интеллекта сервис в фоновом режиме отслеживает лекарственные назначения и выдает рекомендации на автоматизированном рабочем месте врача.

Также электронный фармаколог позволит формировать отчет по выбранным параметрам, проводить фармакоэкономический анализ, что должно повысить эффективность деятельности учреждения по закупу и расходованию лекарственных препаратов, уточнила Вера Шегимова, заведующая отделением ОКФ в РКБ имени Семашко.

Насколько это соответствует действительности, а я имею право подвергать сомнению, я решил узнать у своего коллеги - Игоря Степанова.

Мы с вами знаем его по участии в наших видеоконференциях. Я его обычно представляю как врача-невролога, член Ассоциации юристов России, но у него есть и вторая значимая специальность. Он - клинический фармаколог, да к тому же кандидат медицинских наук.

Игорь, добрый день.

И. Степанов: Добрый день, Алексей, добрый день, уважаемые слушатели

А. Панов: Итак, Игорь, с публикацией вы познакомились, я вам ссылочку давал. Действительно ли электронный клинический фармаколог - это новая составляющая вклада в надлежащее качество и безопасность медицинской деятельности? С удовольствием выслушаю ваше экспертное мнение.

И. Степанов: Уважаемый Алексей, уважаемые слушатели, прежде всего я хотел бы сказать, что работа в медицине это энергоемкий процесс, связанный с временными затратами на фиксацию, часто дублирующуюся на бумажном электронном носителе информацию, поиск информации, обработку информации и анализ информации.

Любые технологические новшества, допустим, изделия, направленные на автоматизацию этих процессов, облегчают работу врача. Применительно к клинической фармакология что хочется сказать. Я в общем-то приветствую это.

Почему? Потому что особенно это важно как раз в назначении рациональной фармакотерапии. При выборе лечения мы что должны учитывать показания, противопоказания к назначению тех или иных препаратов, наличие их в списке жизненно важных необходимых лекарственных средств, стандартов, клинических рекомендаций, а также побочные эффекты.

Кроме того, мы должны учитывать взаимодействие этих препаратов друг с другом для того, чтобы выбрать наиболее рациональные комбинации. Естественно, это большая база данных. Существуют различные поисковые системы, в которых мы можем найти данную информацию. Кроме того, мы можем найти информацию по взаимодействиям. Есть сайты англоязычные, допустим, Food and Drug Administration, где эта информация есть, и сейчас есть русскоязычные сайты.

Что делает врач? Чтобы найти какую-то информацию, он должен затратить время на поиск, на анализ. Если это автоматически за него кто-то делает, то это должно приветствоваться.

Почему? Потому что уменьшается время на поиск информации, ее обработку, а также в общем-то более правильные выводы можно сделать достаточно быстро.

Это один аспект, но что касается клинической фармакологии, то есть второй аспект. Мы же занимаемся еще анализом применения лекарственных препаратов, закупкой применяемых лекарственных препаратов и это входит в так называемый фармакоэкономический анализ.

Раньше, если его проводить от руки, то это займет несколько дней по сути дела, чтобы написать годовой отчет по движению препаратов. А так, если автоматически у нас происходят наиболее применимые методы анализа, это АБЦ-анализ, В-анализ, то он будет происходить автоматически, это сокращает временные затраты клинического фармаколога уже.

Это полезный механизм, я думаю, его интересно внедрять в каждое лечебное учреждение. Молодцы, буряты, что начали этот процесс.

А. Панов: Есть теперь на что ориентироваться клиническим фармакологом. Насколько знаю, Игорь, клинический фармаколог достаточно редкая специальность, то есть избытка на рынке труда их явно нет.

И. Степанов: Совершенно верно. клинический фармаколог сейчас достаточно, ну один-два на больницу бывает. Сейчас многие уходят, причем потому что это связано с оплатой труа. То есть в разных больницах где-то не хватает денег, ставок. Поэтому у нас достаточно не так много клинических фармакологов по стране (в сравнении с другими специалистами).

А. Панов: Поэтому на помощь приходит искусственный интеллект. Который, само собой, первоначально нужно обучить, а потом он на себя возьмет определенную рутину и я правильно понял, что это должно повысить, повышает качество и безопасность медицинской деятельности?

И. Степанов: Безусловно, но надо учитывать то, что, конечно, окончательное решение всегда использование искусственного интеллекта всегда идет за врачом.

Почему? Потому что искусственный интеллект это не человеческий интеллект, он работает на алгоритмах, которые придумал человек, поэтому он не заменяет человека. И искусственный интеллект не является субъектом правоотношения, это тоже надо учитывать. И следующее, это неточность в медицине клинической.

Почему? Потому что у нас все прогнозы строятся на вероятностях, вероятностях исхода, рисков и степень клинических рекомендаций, что мы увидим? Убедительность, степень убедительности, достоверности, доказательств по тому и тому вопросу.

Поэтому иногда бывают сложные ситуации, когда решение о назначении того или иного препарата или комбинации принимается консилиумом, врачебной комиссией. Поэтому человек из этой схемы не выпадает. Искусственный интеллект помогает человеку, но не заменяет его.

А. Панов:  Ну тогда наше поздравление Республиканской клинической больницы и достижения новых критерий в качестве безопасности медицинской деятельности. Игорь, спасибо за экспертное мнение и до новых встреч.

И. Степанов: Алексей, спасибо за интервью интересное. Спасибо и до новых встреч с  радиослушателями!

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle