В российском обществе традиционно бытует мнение, что на медицину государственная казна выделяет очень мало средств. Опрос представителей медицинского сообщества и экспертов подтверждает: в самом деле, финансирование недостаточно, вот только не все граждане понимают и адекватно оценивают статистические выкладки, публикуемые в СМИ, считая, что средства выделяются год от года все в меньшем объеме.
Сейчас 80% расходов на здравоохранение несет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Каждый из нас отчисляет в него процент от заработка. Остаток (20%) поступает из региональных бюджетов. Формально ФОМС – это не бюджетный источник финансирования, хотя в действительности именно отсюда поступает большая часть средств в ЛПУ.
Ежегодно сумма, выделяемая на медицину, только увеличивается, подтверждает Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ. Согласно проекту бюджета на 2017 год, всего будет выделено более 3 млн. руб. – максимальная сумма за всю историю.
Территориальные фонды ОМС в нынешнем году получат из ФОМС увеличенное финансирование (на 10,6% или на 155 млрд. руб.). Потратить эти деньги решено на увеличение объемов оказания медицинской помощи и на повышение тарифов, индексирование зарплат медработников и лекарственное обеспечение. Сокращение прочих статей бюджета, связанных с медициной, не отразится на той сумме, которая из бюджета поступает в ФОМС и далее распределяется между лечебными учреждениями.
При колоссальных суммах, выделяемых на финансирование медицины в стране, отсутствует уверенность в их рациональном использовании. Аспектов проблемы много: во-первых, нерациональное использование труда. Врачи вынуждены на приеме пациентов выполнять те функции, которые могут выполнять медсестры, тем самым пациенты испытывают трудности с записью на прием. Во-вторых, число исследований и процедур, назначаемых пациентам, часто избыточно. В-третьих, остро стоит проблема ответственности за врачебные ошибки, вызванные недостаточной квалификацией медицинских работников.
Согласно опросам, российские врачи не хотят учиться. Причины называются самые разные: нехватка времени, отсутствие средств, загруженность на рабочем месте, недостаток знаний иностранных языков и т.д. Некоторые данные из сферы новейших достижений на места поступают от фармацевтических организаций, но это никоим образом нельзя считать адекватной заменой образовательного процесса, ведь информация подается строго в выгодном компаниям ключе.
Ситуация с кадрами такова, что при избытке врачей с высшим образованием, наблюдается острая нехватка младшего и среднего медперсонала. Назрела необходимость в проведении кадровых реформ, но предыдущий опыт демонстрирует высокую инертность системы, каждый сдвиг в которой в любую сторону вызывает остро негативные социальные процессы, как то забастовки, бойкотирование и т.п.
Система образования также нуждается в реформировании, так как уже сейчас налицо отставание в сравнении с европейскими учебными заведениями, что также является еще одним аспектом назревших проблем в здравоохранении. Правительство поддерживает эту точку зрения, что и прозвучало в ходе прошедшей в декабре 2016 г. встречи президента РФ Владимира Путина с Министром здравоохранения. Повысить качество первичной медицинской помощи В. Скворцова предложила путем переквалификации медработников и улучшения условий труда.
Бытует мнение, что советская система здравоохранения во многом была лучше ныне существующей. В то время ответственность за здоровье граждан напрямую возлагалась на государство. Однако, все забыли о том, что и со стороны граждан следовали четко установленные ответные действия. Одним из них была диспансеризация. В наши дни большинство не стремится к здоровому образу жизни, профилактические осмотры считает излишеством, а к врачу принято идти тогда, когда другого выхода уже нет. Но и тогда, пациенты не торопятся в точности исполнять предписания, очень часто вместо выполнения назначений врача пациент занимается самолечением.
Типичным примером может служить отношение к регулярным осмотрам тех пациентов, для которых они жизненно необходимы. После проведения полостных операций, связанных с удалением органов или их части, например, почки, части печени, участка кишечника пациент обязан являться на пример к онкологу в заданной последовательности в течение всей последующей жизни. Соблюдение этого порядка позволит вести полноценную жизнь еще десятки лет спустя, в то время как пренебрежение чревато развитием онкологических заболеваний. Что на самом деле происходит: с каждым новым годом после операции число тех, кто должен приходить на осмотры, сокращается минимум на 30%.
Принудить пациентов являться на осмотры невозможно. Вместо посещения врача, кто-то уверен, что ему не нужна профилактика, а кто-то обращается к нетрадиционной медицине. По прошествии нескольких лет и те, и другие снова оказываются на операционном столе, и не всем успевают помочь.
Вероника Скворцова озвучила конкретные цифры, полученные Росстатом. В 2016 г. с января по сентябрь в стране умерло на 27 тыс. человек меньше, чем за те же месяцы 2015 г. За указанный период средняя продолжительность жизни россиян увеличилась до 72,1 года. Смертность снизилась по следующим причинам:
Младенческую смертность удалось снизить на 9,1%, отмечено только 6 смертельных случаев на каждую 1000 новорожденных. Эти цифры показывают истинное состояние российского здравоохранения, так как влияние на них социальных факторов не так велико.
В медицинских кругах непрерывно ведется дискуссия на тему низкой ответственности пациентов за свое здоровье. Говорить о том, что в нашей стране выполняются мировые стандарты, пока не приходится. Причина этого кроется не только в финансировании, но и в сознательности граждан, не желающих осознавать, что не только врачи, но и мы сами ответственны за свое здоровье.
Современная мировая медицина работает, руководствуясь принципом разумной достаточности. Реализуется этот принцип разными путями, в частности государства пропагандируют своим гражданам здоровый образ жизни, а также разъясняют, что полностью переложить ответственность за собственное здоровье на врача, как бы ни привлекателен был такой путь, невозможно.
То, сколько государство тратить на здравоохранение, оказывает первостепенное влияние на состояние здоровья нации. В нашей стране на законодательном уровне гарантирована всем пациентам обширная медицинская помощь бесплатно, независимо от того, о каком именно заболевании идет речь. Принципы и нормы выделения бесплатных препаратов изложены в постановлении Правительства №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
С одной стороны, возможность каждому гражданину при выявлении заболевания получить бесплатные медпрепараты – это благо. В постановлении правительства строго зафиксированы обязательства, возлагаемые на федеральный бюджет. В конечном итоге финансирование осуществляется за счет ОМС или средств региональных бюджетов. И вот когда именно из регионального бюджета осуществляется финансирование, возникает несоответствие между запросами пациентов и объемом выделяемых на данную статью расходов средств. Дефицит лекарств влечет всплеск жалоб граждан. Вместе с тем, заложить с высокой точностью данную статью расходов в бюджет невозможно по целому ряду причин.
Показатели заболеваемости, устанавливаемые статистическим путем, служат основой для определения объемов финансирования на последующие периоды. При этом в расчет не берется безответственное отношение граждан к своему здоровью, наоборот. Вот только в действительности все происходит совсем не так, как планировалось.
Большая часть заболеваний, с которыми пациенты обращаются к врачам, сегодня с успехом поддается профилактике. Выполняя своевременно необходимые обследования и проходя диагностику на ранних стадиях, можно избежать многочисленных осложнений, перехода болезни в хроническую форму. Если бы все вовремя проходили диспансеризацию, удалось бы существенно сократить расходы на лечение. При этом мы забываем о том, что эти деньги выделяются не только из кармана государства, но и из нашего собственного.
Пациент может быть болен, но его заболевание протекает только на ранней стадии. В этом случае потребуется намного меньше времени и средств, чтобы победить болезнь. Но это возможно только в том случае, если ранее гражданин вовремя пришел к врачу на прием и рассказал о своих недомоганиях, или же заболевание выявлено в процессе профилактического осмотра. Статьи расходов бюджета на медицину рассчитываются, опираясь на сведения о том, сколько человек уже прошло раннюю диагностику, так как все они должны пройти лечение и выздороветь с минимальными затратами.
На самом деле добровольно проходить диспансеризацию не хочет никто. И мы имеем то, что имеем: болезни выявляются на запущенных стадиях, лечение каждого пациента требует во много раз больше средств. Даже после всех усилий вылечить и вернуть прежнее качество жизни пациенту удается не всегда, растет инвалидизация.
Мнения экспертов от здравоохранения сходятся в одном, сейчас российская медицина имеет достаточно много актуальных проблем. При этом нельзя говорить о том, что необходимое развитие полностью отсутствует, это не так. В числе положительных сдвигов в этом направлении можно отметить реформы в ведомственных органах, рост активности различных пациентских организаций. В правительстве регулярно создаются рабочие группы, в задачу которых по поручению Минздрава или Президента РФ входит разработка конструктивных предложений по законодательному решению определенных проблем.
Данные статистики непреложно свидетельствуют о том, что в стране снизилась заболеваемость, увеличивается рождаемость. Это объективные данные. Проблемы же, которые уже имеются, следует решать при совместных усилиях не только государственных органов власти, врачей, но и самих граждан, обязанных изменить свое отношение к здоровью. Только в таком случае удастся добиться заметных положительных изменений, а также уменьшить неэффективное расходование бюджетных средств.
Затраты на медицину в России велики. При этом нет должной оптимизации статей расходов. Острых проблем много, в числе которых нехватка медицинских кадров. Меры для решения этих проблем предпринимаются, но очень медленно. Реформирование происходит намного труднее, чем хотелось бы. По мнению экспертов, ожидать разительных перемен до того, как в стране пройдут новые президентские выборы, пока не приходится. В первую очередь потому, что законодательные органы в данное время решают другие задачи.
Но главное, что следует изменить в сознании граждан, так это мнение, что только государство и врачи ответственны за наше здоровье. Наше здоровье начинается в нас самих. Здоровый образ жизни следует пропагандировать, начиная с самого младшего возраста, причем задействовать не только СМИ, телевидение, но и образовательную сферу. Создание условий для занятий спортом в каждом населенном пункте для всех возрастных категорий граждан позволит снизить заболеваемость. Проведение разъяснительной работы, популяризация добровольной диспансеризации позволят гражданам сознательно делать выбор в пользу заботы о своем здоровье.