Десятки тысяч пациентов ежегодно умирают в России

Дмитрий Иванов
Статистка судебных разбирательств с участием медицинских организаций и медиков в России свидетельствует: выиграть дело и получить большую компенсацию реально, но есть и трудности - цеховая солидарность.
07.02.2017
1540

Виноватых нет!
На первом месте не пациент, а отчет
Цеховая солидарность преодолима

Виноватых нет!

Со значением термина «врачебная ошибка» знаком каждый из нас. Однако, до сих пор он официально отсутствует и в юриспруденции, и в медицине. До сих пор в нашей стране нет статистики врачебных ошибок, во многом из-за отсутствия официальной формулировки такого понятия. Оценки могут быть расставлены только приблизительно, на основе данных других статистических сводок. Например, Минздрав подтверждает, что ежегодно в стране более 50 тыс. пациентов страдают из-за неправильного лечения.

Трудно в это поверить, но в эту группу включены все те, кто получил вред здоровью из-за неправильно поставленного диагноза, ошибочно назначенных медикаментов, халатности врачей. В СМИ регулярно появляются все новые сообщения о скандалах, связанных с врачебными ошибками. Типичный пример – случай, произошедший в Калининграде, когда педиатр отказался подниматься к маленькому пациенту, так как лифт в подъезде оказался неисправен. Родители спустили ребенка в подъезд, где и был произведен его осмотр. По данному факту в ответ на жалобу родителей ребенка проводится проверка Горздравом.

Другой, не менее вопиющий случай зарегистрирован на Камчатке. Дорогу машине скорой помощи перегородил автомобиль. Врачи сидели и ждали, пока освободится проезд, отказавшись пешком дойти до пациента. В итоге пациент не дождался помощи и скончался. Виновницей произошедшего сделали хозяйку машины, перегородившей проезд. Врачей к ответственности не привлекли.

Сейчас Россия – не лидер среди стран по статистике врачебных ошибок. Национальная академия наук США в 2000 г. опубликовала данные исследования «Человеку свойственно ошибаться», согласно которым ежегодно в больницах штатов по причине врачебных ошибок умирают свыше 100 тыс. пациентов. Главная причина смертности: неправильно назначенный препарат или неверно назначенная дозировка.

Прошло с тех пор уже 17 лет, а данные статистики не улучшились, наоборот. Весной 2016 г. был опубликован доклад специалистов Университета Джона Хопкинса. В нем говорится, что за 2013 год от различных медицинских ошибок в штатах умерло 250 тыс. человек. Другими словами, по вине врачей в США умирает каждый десятый пациент. Врачебная ошибка в США стоит на третьем месте по распространенности среди различных причин смертности, уступая только раку и болезням сердца.

Официальная статистика такого рода в нашей стране отсутствует. Научные исследования в этой области не проводятся. Однако, есть основания полагать, что число реально пострадавших из-за некомпетентности врачей в действительности существенно выше тех 50 тыс., в которых признается Минздрав. С каждым годом увеличиваются возможности медицины, совершенствуются методы лечения, но на статистике врачебных ошибок это не отражается в лучшую сторону, наоборот.

Главная причина – это увеличение количества диагностической аппаратуры и ее сложности, что требует более квалифицированных кадров. Поломки зачастую полностью парализуют диагностику в медучреждении. В связи с этим, существующий метрологический контроль должен быть ужесточен.

Другая причина, это растущий перечень заболеваний. Следствием этого становится необходимость в переквалификации врачей. Многим приходится выбирать узкую специализацию. А пациенту, страдающему от сложного комплексного заболевания, требуется помощь сразу нескольких специалистов даже на этапе диагностики. На практике же врачебные консилиумы проводится весьма редко.

На первом месте не пациент, а отчет

Помимо перечисленных проблем в условиях российской действительности положение усугубляют дефицит квалифицированных кадров, маленькие зарплаты, перегруженность на местах. И, конечно, бюрократия.

Ситуацию хорошо описывает статистика по миоме матки, одному из самых распространенных гинекологических заболеваний. В этом плане мы отстаем от всего мира. Если взглянуть на ежегодную статистику по гинекологическим операциям, то 7 из 10 – это удаление матки из-за миомы.

Столь тяжелую операцию в России перенесла каждая третья женщина старше 40 лет. Стоит ли говорить о том, насколько высок риск в таких случаях и врачебных ошибок, и всевозможных осложнений. А между тем в развитых странах такие операции уже не проводятся, так как миому матки лечат терапевтически, а не хирургически. Вероятность врачебной ошибки при таком подходе в несколько раз меньше.

Возникает вопрос: почему мы не отказываемся от устаревших технологий? Ответ прост: хирургам тогда будет нечего делать. Существенно снизятся показатели по загрузке хирургических отделений больниц. А в отечественном здравоохранении на первом месте не интересы пациента, а показатели статистического отчета.

Другой не менее показательный пример, это – лечение мерцательной аритмии, хорошо известного заболевания сердца. По последним данным, в России зарегистрировано около 2,5 млн. пациентов с таким диагнозом. В перспективе при отсутствии надлежащего лечения, болезнь приводит к инсульту. Почти каждый больной мерцательной аритмией по рецепту врача принимает тот или иной препарат-антиаритмик, и не в течение какого-то определенного срока, а пожизненно. Несложно подсчитать, сколько на этой болезни зарабатывают фармацевтические компании. При этом официальная мировая медицина давно признала: вылечить таблетками эту болезнь невозможно, поскольку они дают только кратковременный эффект.

Альтернатива таблеткам – есть, хирургическая операция, получившая название «Лабиринт Кокса». Процент излечившихся после нее – высок. Суть ее в том, чтобы разрушить нервные окончания, посылающие искаженные сигналы сердцу. Проводить такие операции могли бы в большинстве клиник страны, поскольку инструментом при ее выполнении является не скальпель, а лазер или ультразвук. Однако, у нас их не делают, главным образом, из-за лоббирования фармкомпаниями.

Цеховая солидарность преодолима

До сих пор в медицинской среде в России обсуждать врачебные ошибки считается «дурным тоном». Если же кто-то рискнет, признает, то негативных последствий для карьеры не избежать. Носит такая круговая порука название «цеховой солидарности». Противопоставить ей что-либо по силам только организациям по защите прав пациентов, причем они сегодня создаются во всех странах мира. По данным исследовательского центра «Независимая медико-юридическая экспертиза», чаще всего российские врачи допускают ошибки в хирургии, стоматологии и акушерстве и гинекологии.

До сих пор самым крупным судебным иском в истории защиты прав пациентов в нашей стране является громкое дело петербурженки, сумевшей взыскать компенсацию за причиненный ущерб в размере 15 млн. руб. Эту сумму выплатила клиника акушерства и гинекологии при университете им. академика Павлова в Санкт-Петербурге. Тогда по вине врачей умер новорожденный малыш. В процессе приема родов неумелые действия акушера вызвали разрыв матки у роженицы и необратимое повреждение головного мозга у младенца. Новорожденный впал в кому и вскоре умер. Мать приложила все усилия, чтобы добиться компенсации, и ей это удалось. Попытка клиники опротестовать решение суда не увенчалась успехом.

Более крупная сумма в 17 млн рублей компенсации морального вреда была выплачена по решению суда, где интересы истцов представлял руководитель московского филиал Центра медицинского права Андрей Карпенко.

Ошибочно полагать, что только медучреждения обязаны отвечать за здоровье пациентов и за допущенные врачебные ошибки, поскольку ответственность должна быть в первую очередь на самих врачах. Примеров судебных разбирательств с участием врачей, завершившихся в пользу пациентов, становится все больше. Так, громкое дело в Ставропольском крае, где трое врачей и Советской ЦРБ были признаны виновными в гибели несовершеннолетней, завершилось приговором для ответчиков: зав. отделением анестезиологии и реанимации, врача анестезиолога-реаниматолога и медсестры.

Суровый приговор был вынесен им за то, что доставленной в больницу девочке 15 лет в ответ на жалобы на боли в животе, был поставлен диагноз «острый аппендицит», после чего была проведена операция и ребенка подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Только подключили неправильно, от чего в результате ребенок скончался на следующий день.

Комиссия краевого Минздрава, проводившая расследование, подтвердила: причиной смерти стало неправильное подключение аппарата искусственной вентиляции легких. Спустя год ставропольский районный суд на иск от лица старшей сестры умершей девочки вынес решение: удовлетворить исковые требования. Юристам больницы удалось приостановить выплату компенсации на время, пока шло расследование уголовного дела в отношении врачей и медсестры по ст. 109 УК РФ, но после завершения расследования компенсация была выплачена. Наказание же для ответчиков было назначено следующее: от 1 до 1,5 лет заключения в колонии-поселении, а также запрет в течение 2 лет после отбытия срока заниматься медицинской деятельностью.

Судебные дела, где истцами выступают пациенты, а ответчиками – врачи, все чаще разрешаются в пользу истцов. За врачебные ошибки расплачиваются медучреждения. Однако, крайне мало примеров тому, когда наказание получают и врачи, и больницы. Утешает только то, что защитников прав пациентов становится с каждым днем все больше.

С 2000 года в России существует «Лига защитников пациентов». Сейчас ее представительства есть в Пензе, Тольятти и Ярославле, а некогда их было девять.

Существуют Общества защиты прав потребителей медицинских услуг. Но ни одна правозащитная организация не сможет защитить права пациента, пока он сам этого не захочет.

Если вы стали жертвой врачебной ошибки, обращайтесь к профессиональному юристу. Его помощь будет заключаться в составлении жалоб в Минздрав, Росздравнадзор, прокуратуру. Вам помогут грамотно составить и подать исковое заявление в суд. Только так можно наказать тех, кто лишил вас здоровья!

Комментарии:

Комментарии для сайта Cackle