Смогут ли страховые агенты повысить качество медицинской помощи?

Дмитрий Иванов
Введенная Федеральным фондом обязательного медицинского страхования новая система страховых поверенных с 2016 года должна стать действенной мерой по увеличению доступности медуслуг, но так ли это на самом деле?
10.02.2017
212

Три уровня новой системы страховых поверенных
Как это работает?
Как смотрит на проблему законодатель?
А нужны ли поверенные?

Три уровня новой системы страховых поверенных

С момента запуска в 2016 г. по инициативе ФФОМС новой системы страховых поверенных, на 01.01.2017 г. таковых оказалось подготовлено 6 тыс. человек, отчиталась Наталья Стадченко, председатель ФФОМС. В это число вошли специалисты 1-го и 2-го уровней. Пока говорить о нехватке кадров не приходится, по крайней мере, в теории. Всего же система включает в себя 3 уровня.

Первый уровень: осуществляет прием обращений пациентов к call-центрах страховых медицинских организаций, предоставляют необходимые консультации по реализации прав больных в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС).

Второй уровень: предоставляет всем обратившимся доступ к медицинской помощи, в том числе сопровождение при плановой госпитализации. Специалисты обязаны защищать интересы пациентов, но при этом не навязывать им платные медицинские услуги.

Третий уровень: самый высший, представлен экспертами страховых медицинских организаций, занимающихся разрешением споров, связанных с качеством предоставленной помощи, и сопровождением пациентов при оказании им медицинской помощи по результату диспансеризации.

Как это работает?

Call-центры принимают звонки от граждан 24 часа. Каждый, кому нужен профессиональный совет, может свободно позвонить своему страховому поверенному и задать все волнующие вопросы, относящиеся к получению медпомощи, к оформлению полиса ОМС, к диспансеризации.

Терапевты больше не будут следить за тем, что граждане на вверенных им участках своевременно проходили плановую диспансеризацию. Это стало обязанностью страхового поверенного. Ему надлежит позвонить каждому закрепленному за ним застрахованному и проследить, чтобы тот явился к терапевту и прошел диспансеризацию.

Если случится так, что в процессе диагностики будет выявлено любое заболевание, тогда поверенный должен полностью проконтролировать ход лечения. При необходимости оказать содействие в направлении к узкому специалисту. А если потребуется госпитализация, то под надзором поверенного пациент попадает в стационар.

Как смотрит на проблему законодатель?

Стало известно, что новую систему страховых поверенных намерен поддержать Комитет по социальной политике Совета Федерации. Убедить депутатов, что новая система будет работать хорошо – не сложно, тем более, что никто из них не лечится в ОМС. В медицинских кругах уже разгорелась жаркая дискуссия на тему эффективности работы поверенных, многие считают, что новая система не решит уже имеющихся проблем в здравоохранении, скорее, подбросит новых.

Низкая доступность квалифицированной медицинской помощи – важнейшая проблема в здравоохранении. Подготовить поверенных, организовать их работу, изыскать средства на оплату труда – все это влечет дополнительные затраты бюджетных средств. В год потребуется около 2 млрд. руб., если специалистов окажется не более 3,5 тысяч. Минздрав изначально настаивал именно на таком штатном составе, но в реальности на специальных курсах уже подготовлено вдвое больше, а значит, первоначальная смета расходов тоже удвоилась.

Страховщики располагают немалыми финансовыми средствами, вот только это не означает, что они с радостью понесут дополнительные затраты. Вероятнее всего расходы будут отнесены на счет штрафных поступлений от больниц. Нельзя исключать риск злоупотреблений полномочиями, когда поверенные станут не решать имеющиеся проблемы пациентов, а создавать новые, чтобы заработать.

Врач в такой ситуации оказывается и вовсе в незавидном положении, поскольку с пациентом ему предстоит общаться через поверенного, то есть через посредника. При таком подходе никак нельзя ожидать доверия и взаимодействия между врачом и пациентом. Врачи будут вынуждены работать с оглядкой на мнение поверенного, а не на интересы и здоровье больного.

А нужны ли поверенные?

В ФФОМС забыли, что страховые компании и без того обязаны стоять на страже интересов пациентов (застрахованных лиц). До сих пор (последние 20 лет) именно страховщики выступали в защиту прав пациентов, но результаты оставляют желать лучшего. Количество недовольных качеством отечественной медицины меньше не становится.

Введение новой системы страховых поверенных происходит с одновременным сокращением финансирования в сфере здравоохранения. А работает новый институт с июля 2016 года. Предварительные опросы среди граждан разных возрастных категорий и уровня достатка показывают, что пока никто даже не слыхал о поверенных.

Когда, в какие сроки, в какой форме будет происходить информирование пациентов о работе новой системы, кто станет контролировать этот процесс, кому будут отчитываться о проделанной работе специалисты всех трех уровней – на эти вопросы никто ответить до сих пор не может, а бюджетные средства между тем на оплату труда поверенных уже расходуются.


Комментарии: