Три уровня новой системы страховых поверенных
Как это работает?
Как смотрит на проблему законодатель?
А нужны ли поверенные?
С момента запуска в 2016 г. по инициативе ФФОМС новой системы страховых поверенных, на 01.01.2017 г. таковых оказалось подготовлено 6 тыс. человек, отчиталась Наталья Стадченко, председатель ФФОМС. В это число вошли специалисты 1-го и 2-го уровней. Пока говорить о нехватке кадров не приходится, по крайней мере, в теории. Всего же система включает в себя 3 уровня.
Первый уровень: осуществляет прием обращений пациентов к call-центрах страховых медицинских организаций, предоставляют необходимые консультации по реализации прав больных в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС).
Второй уровень: предоставляет всем обратившимся доступ к медицинской помощи, в том числе сопровождение при плановой госпитализации. Специалисты обязаны защищать интересы пациентов, но при этом не навязывать им платные медицинские услуги.
Третий уровень: самый высший, представлен экспертами страховых медицинских организаций, занимающихся разрешением споров, связанных с качеством предоставленной помощи, и сопровождением пациентов при оказании им медицинской помощи по результату диспансеризации.
Call-центры принимают звонки от граждан 24 часа. Каждый, кому нужен профессиональный совет, может свободно позвонить своему страховому поверенному и задать все волнующие вопросы, относящиеся к получению медпомощи, к оформлению полиса ОМС, к диспансеризации.
Терапевты больше не будут следить за тем, что граждане на вверенных им участках своевременно проходили плановую диспансеризацию. Это стало обязанностью страхового поверенного. Ему надлежит позвонить каждому закрепленному за ним застрахованному и проследить, чтобы тот явился к терапевту и прошел диспансеризацию.
Если случится так, что в процессе диагностики будет выявлено любое заболевание, тогда поверенный должен полностью проконтролировать ход лечения. При необходимости оказать содействие в направлении к узкому специалисту. А если потребуется госпитализация, то под надзором поверенного пациент попадает в стационар.
Стало известно, что новую систему страховых поверенных намерен поддержать Комитет по социальной политике Совета Федерации. Убедить депутатов, что новая система будет работать хорошо – не сложно, тем более, что никто из них не лечится в ОМС. В медицинских кругах уже разгорелась жаркая дискуссия на тему эффективности работы поверенных, многие считают, что новая система не решит уже имеющихся проблем в здравоохранении, скорее, подбросит новых.
Низкая доступность квалифицированной медицинской помощи – важнейшая проблема в здравоохранении. Подготовить поверенных, организовать их работу, изыскать средства на оплату труда – все это влечет дополнительные затраты бюджетных средств. В год потребуется около 2 млрд. руб., если специалистов окажется не более 3,5 тысяч. Минздрав изначально настаивал именно на таком штатном составе, но в реальности на специальных курсах уже подготовлено вдвое больше, а значит, первоначальная смета расходов тоже удвоилась.
Страховщики располагают немалыми финансовыми средствами, вот только это не означает, что они с радостью понесут дополнительные затраты. Вероятнее всего расходы будут отнесены на счет штрафных поступлений от больниц. Нельзя исключать риск злоупотреблений полномочиями, когда поверенные станут не решать имеющиеся проблемы пациентов, а создавать новые, чтобы заработать.
Врач в такой ситуации оказывается и вовсе в незавидном положении, поскольку с пациентом ему предстоит общаться через поверенного, то есть через посредника. При таком подходе никак нельзя ожидать доверия и взаимодействия между врачом и пациентом. Врачи будут вынуждены работать с оглядкой на мнение поверенного, а не на интересы и здоровье больного.
В ФФОМС забыли, что страховые компании и без того обязаны стоять на страже интересов пациентов (застрахованных лиц). До сих пор (последние 20 лет) именно страховщики выступали в защиту прав пациентов, но результаты оставляют желать лучшего. Количество недовольных качеством отечественной медицины меньше не становится.
Введение новой системы страховых поверенных происходит с одновременным сокращением финансирования в сфере здравоохранения. А работает новый институт с июля 2016 года. Предварительные опросы среди граждан разных возрастных категорий и уровня достатка показывают, что пока никто даже не слыхал о поверенных.
Когда, в какие сроки, в какой форме будет происходить информирование пациентов о работе новой системы, кто станет контролировать этот процесс, кому будут отчитываться о проделанной работе специалисты всех трех уровней – на эти вопросы никто ответить до сих пор не может, а бюджетные средства между тем на оплату труда поверенных уже расходуются.