Видеоконференция Право-мед.ру № 274 (31) от 12 ноября 2024 года, на которой обсуждалось инициатива пересмотреть применение моратория на проверки частной медицины ввиду роста жалоб в Росздравнадзор.
А. Панов: Начну с того, что сегодня 31 видеоконференция текущего года и 274 с начала работы формата. Пройдёмся сегодня с Дмитрием по частной медицине. Вопрос моратория на её проверку.
Что явилось информационным поводом для профессионального общения?
Мероприятие в Совете Федерации и публикация об этом в «Российской газете» за 8 ноября. Некто Марина Ледяева из Санкт-Петербурга, Дмитрий, ваша коллега почти по региону, сообщила с этого мероприятия о том, что за 9 месяцев 2024 года поступило в Росздравнадзор 13 800 жалоб на частную медицину, что на 15% больше, чем за предыдущий год.
Столицы вошли в число лидеров по числу нарушений в сфере платных медицинских услуг.
Клиник частной медицины у нас в три раза больше, чем государственных. Специализация в основном косметология, стоматология, акушерство и гинекология. Жалуются пациенты на качество медицинской помощи, на соблюдение этики и в целом на работу клиник. 5% жалоб связаны со смертью.
Сейчас действует мораторий на проверки. Ирина Серёгина на обсуждении данной темы сообщила, что её контрольно-надзорное ведомство занимается профилактическими мероприятиями. В рамках проведённых мероприятий 93% клиник допустили нарушения.
По приоритету: нарушения порядков оказания медицинской помощи, схем маршрутизации стандартов оснащения, а второе — несоблюдение требований по внутреннему контролю и качеству безопасности медицинской деятельности.
Организация «Общественная потребительская инициатива», которая занимается, судя по всему, защитой прав потребителей, в том числе медицинских услуг, исходя из этих данных, считает, что нужно пересмотреть применение моратория на проверке бизнеса в данном сегменте.
И в газетной информации было сообщено о том, что обсуждаются в экспертной среде изменения законодательства. Вероятно, что частную медицину будет ожидать более жёсткое регулирование.
Это небольшое вступление от меня. Ну и вопрос для обсуждения с коллегой.
Действительно ли ждет частную медицину более жесткое регулирование?
Обсудим это экспертно. Итак, Дмитрий. Насколько я знаю, вы более углубленно получили доступ к информации по этому мероприятию в Совете Федерации. Дайте ваше мнение по анализу изученного, ну и ожидать ли частной медицине более жесткого законодательного регулирования. Пожалуйста.
Д. Гаганов: Благодарю вас за предоставленную возможность и за высокое звание эксперт, которое я с честью сейчас буду нести в течение своего небольшого исследования. Я действительно изучил стенограмму этого круглого стола. Она выложена на сайте Совета Федерации. Прежде всего, обратил внимание на вводную часть этой стенограммы. Куратор данного круглого стола, руководитель группы по потребительскому законодательству, по законодательству о защите прав потребителей — фамилия у него Зубов. Он сразу же в начале круглого стола обозначил направление. Были упомянуты статья 14.8 Кодекса об административных правонарушениях, постановление правительства 736 о предоставлении платных медицинских услуг на возмездной основе.
И очень интересное направление. Это называется надлежащая маркировка медицинских изделий и системы проверки маркировки этих медизделий. Соединяя с теми направлениями, которые вы указали в слайдах, которые предшествовали нашему обсуждению, мы увидим, что большинство жалоб касается порядков и маршрутизации. Таким образом, у нас складывается общая картина.
Во-первых, территориальное управление Роспотребнадзора наверняка дадут разъяснение, как правильно применять статью 14.8. Она очень большая, и у нас была конференция по ней, где мы обозначили риски для медицинских организаций, связанные с вменением им состава данной статьи.
Административная ответственность медицинских организаций (продолжение)
Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что это недоведение либо доведение неполной или неправильной информации об услуге. Здесь у нас постановление 736 действует в полной мере.
Затем, на что обратил внимание Алексей Валентинович на той конференции, это необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя. То есть был введен пункт 4.1. Ну и ещё несколько пунктов. Внимательно изучите, уважаемые юрисконсульты частных медицинских организаций. И скорее всего, частную медицину ожидает ужесточение и, возможно, полное снятие моратория на проверки.
На сегодняшний момент уже сложилась практика, что мораторий по постановлению правительства 336 применяется усеченно. Если есть обращение гражданина, потребителя медицинских услуг в Роспотребнадзор, соответственно, есть путь. Здесь напрямую указано, что это должно применяться. Нас ждёт большое количество материалов по делам об административных правонарушениях. Статья 14.8 может быть применена ко всем пунктам частной медицинской организации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей
Ещё что хотелось бы сказать? Очень интересная узкая тема — столкнулся с проблемой ресепшн или регистратуры. Это слово «регистратура» не очень нравится сотрудникам частной медицины. Скорее всего, есть такое некрасивое и грустное действия на стадии рецепции. То есть, есть стойка, где улыбчивый администратор либо старший администратор принимает пациента.
Здесь имеется некое законодательное регулирование, которое неполное либо противоречивое. Я думаю, что эти противоречия будут сняты. Услуги этого ресепшиониста — администратора частной медицинской организации либо старшего администратора (это может быть колл-центр или регистратор в частной медицинской организации) будут целиком отнесены к первичной медико-санитарной помощи, но Роспотребнадзор пока на это не обращает внимания.
Я думаю, что появится практика, связанная с контрольными закупками платных медицинских услуг уже на уровне рецепции, где будет даваться так называемый договор на подпись. Также было обращено внимание на кассовую дисциплину. Если правильно посмотреть, то как вообще принимают деньги и имеют ли право их принимать. Здесь я думаю, что ещё одним риском могут стать проверки со стороны ФНС (Федеральной налоговой службы).
В данном случае частная медицина вращает очень большие суммы денег, и, думаю, что государство обратит на это внимание. И последние несколько месяцев, я заканчиваю своё исследование, идёт вал информации о том, что частные медицинские организации ненадлежащим образом предоставляют информацию в сегмент ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения). Это значит, что они не предоставляют должного объёма информации. Я думаю, что здесь ужесточится ответственность, ведь таким образом они избегают ответственности.
Информация о маркировке медицинских изделий, которая должна быть передана в государственную информационную систему, не передана. Это ещё одно направление ужесточения контроля и надзора в отношении частных медицинских организаций. Вот что я хотел бы коротко сказать по этому поводу.
А. Панов: Благодарю, Дмитрий. Я добавлю, что есть объективные данные — некий рост нарушений при осуществлении медицинской деятельности со стороны частной медицины. С учётом количества требований, которые должна выполнять медицинская организация, на мой взгляд, достаточно трудно держаться в правом русле и не допускать нарушения. Тем не менее, такая тенденция имеет место.
На мой взгляд, можно будет говорить об ужесточении контроля и преодолении моратория, если имеются сведения о том, что данные нарушения посягают либо привели к причинению вреда жизни и здоровью потребителя-пациента. Эти данные, в общем-то, в рамках проведённого мероприятия были приведены, но не были учтены.
Поэтому простой рост числа нарушений на 15%, на мой взгляд, не является объективным показателем, если это не приводит к угрозе причинения вреда жизни либо здоровью пациента-потребителя. Возможно, в этом разрезе будет проведена определённая аналитика, потому что, как вы, Дмитрий, сказали, как приведена информация, на первом месте — несоблюдение порядков оказания медицинской помощи.
А по положению лицензирования медицинской деятельности, если имеется угроза причинения вреда жизни или здоровья, то это уже грубое нарушение лицензионного требования. Поэтому не исключаю, что какая-то связка будет иметь место, и мораторий в отношении частной медицины на плановые проверки будет отменён.
У Росздравнадзора уже есть рычаги воздействия — это профилактический визит, инспекционный визит, из которых вполне может вытекать и проведение внеплановой проверки, и привлечение к административной ответственности. Мне представляется, что, скорее всего, есть какое-то негласное указание пока не «кошмарить» частную медицину.
Но поскольку частная медицина не очень хочет заморачиваться с выполнением всех этих требований и начала расслабляться, рано или поздно будет дана команда «вперёд» на проверки, и какое-то законодательное регулирование с ограничением проверок будет снято. Тем более целая потребительская инициатива об этом ходатайствует. Такова моя позиция.
Д. Гаганов: Хотел бы добавить.
А. Панов: Пожалуйста.
Д. Гаганов: Дополнение чуть-чуть. Есть еще поручение прокуратуры по региону, то есть проведение контрольно-надзорных мероприятий Росздравнадзором по поручению прокуратуры. Это тоже прекрасный рычаг, который «протыкает» моратории насквозь, как дворянская шпага протыкает лист бумаги.
А. Панов: Из этого маленького дополнения следует для частной медицины: надо соблюдать установленные требования, стремиться к этому и тогда не давать оснований государству и «Общественной потребительской инициативе» для снятия моратория. Все в ваших руках, руководители частной медицины.