Оценку дали:
Гаганов Дмитрий Борисович, юрисконсульт Ассоциации организаторов здравоохранения в онкологии г. Санкт-Петербург
Степанов Игорь Олегович, врач - невролог, юрист, председатель Ярославской областной общественной организации инвалидов-больных рассеянным склерозом "Гефест", г. Ярославль, член АЮР
Коршунов Александр Геннадьевич, адвокат, г. Челябинск
Панов Алексей Валентинович, главный редактор информационного портала Право-мед.ру, г. Омск , член АЮР
А. Панов: Продолжаем традицию подведения итогов текущего года, начатую еще в 2018 году. Давайте послушаем моих коллег, юристов по сообществу Право-мед.ру какие события 2023 года они посчитали значимыми и почему.
А. Коршунов: Завершающийся год начался с того, что Судебно-экспертный центр Следственного комитета России получил лицензию на проведение судебно-медицинской экспертизы.
Этому предшествовало то, что Бастрыкин еще в 2022-м году запретил проводить судебно-медицинские экспертизы по врачебным делам в учреждениях, подведомственных Минздраву, ссылаясь на то, что якобы затягиваются сроки из-за этого. Ну и по итогу к концу года мы видим, что сроки не только сократились в проведении экспертиз, но сейчас экспертизы назначаются, ну дай бог, на 2025 год, а то и дальше.
С 1 сентября вступили в силу новые правила предоставления платных медицинских услуг. Постановление правительства номер 736. Тут наверное стоит отметить то, что регламентировано сейчас особенности оказания медицинских услуг при заключении договора дистанционным способом.
Далее отметил бы я приказ Минздрава от 25 сентября № 491н «Об утверждении порядка проведения судебно-медицинской экспертизы» ну и отношения в экспертном сообществе к нему и в следующем году.
Из последних новостей. Госдума приняла во втором и третьем чтении поправки в 323 федеральный закон. Теперь врачи скорой помощи освобождаются от обязанностей брать информированные добровольные согласия, вправе оказать помощь незамедлительно, но этот факт обязательно нужно будет занести в медкарту больного. Я думаю, что до конца года будет закон подписан президентом и в этом виде вступит в силу. Отметил бы я еще два постановления, вернее определения и постановления Конституционного суда. Определение 31 января 2023 года номер 165о. Смысл в чем там. Суды отказались взыскивать с мед учреждения штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. И Конституционный суд эту позицию поддержал разграничив, применение закона о защите прав потребителей только к тем отношениям, которые складываются по поводу оказания услуг платно либо в ДМС. В данном случае медпомощь оказывалась в рамках ОМС. Конституционный Суд отказал в принятии жалобы, ну и в общем-то дав нам понять каким образом применять закон о защите прав потребителей при оказании медицинских услуг.
Ну и постановление Конституционного Суда от 20 июля 2023 года, номер 43п. Обсуждалось оно широко и в видеоконференции, насколько я помню, мы это обсуждали.
Смысл там в чем? В том, что урегулирован порядок назначения экспертизы и он привязан к ее оплате. Опять же, Конституционный Суд нам сказал, как нужно поступать, что назначать только после оплаты. И по итогам этого постановления разработан Минюстом проект федерального закона о внесении изменений, связанных с позицией Конституционного Суда в процессуальной кодексе в том числе. Неделю назад смотрел, он пока на антикоррупционной экспертизе. Будет ли принят закон? Ну, наверное, будет принят. Ну и пока, в общем, экспертизу суды назначают только после оплаты или каких-то гарантий оплаты. Наверное, что-то забыл, коллеги дополнят, но вот для меня значимое событие я обозначил. С наступающим Новым Годом, коллеги! Всего хорошего!
Д. Гаганов: Самым значимым событием медико-правовой тематики в 2023 году я считаю первую приостановку применения киберфизической системы искусственного интеллекта в медицине. Я говорю о системе Botkin AI. Медизделие с программным обеспечением подлежит наблюдению по направлению безопасности и клинической эффективности. Росздравнадзором был сделан вывод. Информации не предоставляется, надлежащий мониторинг отсутствует, следовательно, наличествует угроза причинения вреда жизни и здоровью при применении данной киберфизической системы.
Значимость этого события, по моему мнению, заключается в следующем. Во-первых, «искусственный интеллект» окончательно приравняли к медизделию, к программному обеспечению, что позволяет говорить об отсутствии правовой субъектности киберфизической системы в ближайшей перспективе. Это точно в сфере медицины я имею ввиду. Разговоры о том, что врач станет придатком к системе искусственного интеллекта в кавычках, можно считать закрытым. Безудержный оптимизм по поводу внедрения киберфизических систем, которые безопасны, которые прекрасно будут предоставлять информацию сами о себе и позволять себя корректировать, причем на что упирали, упирают и евангелисты, что искусственный интеллект сам себя исправит, сам себя откорректирует и сделает то, что надо. Вот эти вот разговоры можно тоже считать закрытыми.
Но вообще хочу напомнить, что такая система, наиболее находящаяся так на слуху сейчас, как часть CHATGPT, начала продуцировать бред и галлюцинации. Небылицы, в том числе и в сфере медицины. Это связано с самой сутью этих систем, так называемым процессом обучения на основе больших данных. То есть, для искусственного интеллекта придуманный ими же диагноз, придуманное ими же лечения, ничем не отличаются от того, что реально существует. Киберфизическая система не отличает правду от лжи, у ней отсутствует клиническое мышление, соответственно, а она может придумать что-то несуществующее. Наличие угрозы от киберфизической системы впервые определено на правовом уровне, зафиксировано актом Росздравнадзора.
Напомню, что совсем недавно произошло событие. Мужчина, гидробиолог, провел год за решеткой из-за вывода искусственного интеллекта оказалось, что сама система действует неправильно.
Нейросеть опознала мужчину как преступника на 55 процентов. Ну и только после очень долгой работы адвокатов мужчину отпустили из-за решётки. Надеюсь, что в медицине таких событий не будет. С Новым Годом!
И. Степанов: Добрый день, уважаемые коллеги! Вот еще один год позади. Что существенно произошло за этот год? На мой взгляд, мы опять продолжаем движение. Что-то делается, что-то переносится на следующий год. Прежде всего это связано с теми процессами, которые происходят в стране. Это специальная военная операция, санкции, которые наложены на нашу страну, все это стимулирует развитие импортозамещения, причем как лекарственных препаратов, так и медицинского оборудования.
Также у нас сейчас проходят программы реабилитации, то есть реабилитации на всех этапах данного процесса. Принят закон о реабилитации инвалидов в этом году. Создаются реабилитационное отделение, реабилитационные центры, внедряется цифровая медицина, искусственный интеллект в медицину. В общем-то мы должны все перейти на цифру, хотя это идет достаточно медленно на мой взгляд. Кроме того мы отмечаем то, что клинические рекомендации создаются, но их обязательность она как бы переносится на 25 год, хотя в судебных процессах они уже являются как элемент обязательный. Такие процессы у нас уже были.
Я думаю, что следующий год позволит нам отчасти, а может и полностью, решить те проблемы, которые возникли и есть у нас. Это проблемы с зарплатами, с дефицитом врачей, в частности первичного звена, дефицитом врачей в сельской местности, в отдаленных районах. Эту проблему нам надо решать. От этого зависит здоровье человека, не только в центральных городах крупных, но и в глубинке. И без решения этой проблемы мы не решим некоторые демографические проблемы.
Ну а в новом году хочется пожелать всем бодрости духа, здоровья прежде всего, оптимизма, чтобы все у нас было хорошо, и чтобы мы победили во всех наших делах. Спасибо, с новым годом!
А. Панов : А теперь сам отвечу на поставленный вопрос. Для меня таких событий значимых было два.
Первое. Постановление правительства 2568, которым установлены специальные социальные выплаты врачам, медсестрам, санитаркам. Причем размер этих выплат одинаков для всей территории нашей страны. Финансирование федеральное, поскольку я полагаю на уровне регионов такие выплаты бюджеты просто бы осилить не могли.
И второе. Это финансирование к концу года опять же из федеральных средств на зарплаты медикам государственной системы здравоохранения, чтобы выплаты врачам, медсестрам, санитаркам отвечали тем критериям которые установлены в майском указе президента 2012 года.
Я точно знаю что деньги в регионы уже пошли и уже стали поступать для конкретных медицинских работников.
С наступающим Новым Годом! Полагаю, что 2024 год также будет насыщен событиями, нормативными актами, какими-то новостными сообщениями, которые потребуют экспертного комментария сообщества Право-мед.ру, что мы будем делать также на регулярной основе. Еще раз наступающем и до встречи в 2024 году.