Видеоконференция Право-мед.ру № 261 (18) от 16 мая 2024 года, на которой обсуждался Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
А. Панов: Сегодня вдвоём с Дмитрием реализуем наше профессиональное общение. А по какой теме? Для этого обратимся к первоисточнику. Из которого следует, что у нас сегодня 18-я видеоконференция текущего сезона и 261-я с начала работы формата.
Как родилась тема видеоконференции?
Из указа Владимира Путина от 7 мая, в котором обозначены национальные цели связанные с укреплением здоровья, сохранением населения.
А теперь тот вопрос, который я вынес на обсуждение коллеги.
Д. Гаганов:Поскольку мы работаем с Дмитрием вдвоем конечно ему слово. Дмитрий, поделитесь вашими соображениями Благодарю за предоставленную возможность. Я, исходя из направления своих исследований, последствий данного указа хотел бы сосредоточиться на пункте «и», подпункт «и» пункта 2: создание, запуск к 2030 году цифровой платформы, способствующей формированию, поддержанию, сохранению здоровья человека на протяжении всей его жизни на базе принципа управления на основе данных.
Почему хотел бы уделить внимание? Исходя из предшествующих нескольких лет, а если мы изучим терминологию, которая используется в данном указе, например термин «цифровая зрелость здравоохранения», то мы обнаружим эти термины в документах Высшей школы экономики. Это Институт статистических исследований экономики знаний. Определение цифровой зрелости здравоохранения. Сборники за 2020, 2021 ну и вплоть до 2023 года. Там расписана практика применения сетевых технологий телемедицины. Это раз.
Второе. Хотелось бы сказать по поводу самой цифровой платформы. Дело в том, что она уже обкатывается. И что хотелось бы сказать. Появился, это у нас с 2020 года, единственный поставщик закупок Минздрава по развитию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения ЕГЗ, Единой ведомственной медицинской информационно-аналитическая система МИАС. ЕГИЗЕ, МИАС, ФМБА и федеральных регистров. Сама эта цифровая платформа будет поставляться единственным поставщиком Минздрава.
Данный единственный поставщик называется ООО «Цифровые медицинские сервисы» или «Цифромед». На сайте «Цифромеда» и в интернете выложены многочисленные документы и презентации от этой группы компаний. Например, цифровая платформа управления здоровьем. Именно то направление, которое уже зафиксировано, закреплено в Указе
Президента. Ну раз зафиксировано, есть единственный поставщик, который связан с Ростелекомом. Мы из документов «Цифромеда» видим направление работы по внедрению этой цифровой платформы.
Главным скрепляющим цементом этой цифровой платформы будет цифровой паспорт здоровья и относящейся к ней документы. Это приказы Минздрава, которые будут направлены на внедрение этого единого цифрового паспорта здоровья.
Также правовая база, которая закрепит связанные с данной цифровой платформой инструменты определения и анализа признаков патологических изменений. Сведение в единое целое информационной системы радиологической, архивы медицинских изображений. Применение, обязательность применения экспертных средств для анализа изображений медицинских.
Самое интересное — это правовое регулирование сервисов дистанционного мониторинга и сопровождения, телемедицинский комплекс и сервис формирования культуры здоровья и здорового образа жизни, психологическая онлайн-помощь, профессиональные медицинские помощники.
Из многочисленных презентаций документов вот этого «Цифромеда» мы видим, что очень много будет прикреплено к личному мобильному устройству смартфонов.
Эта информация будет считываться с помощью электронных систем медицинских осмотров (СМО). Программный аппаратный комплекс медицинский осмотр за одну минуту на базе продуктов этого «Цифромеда».
Выглядит это как монитор на стойке и рядом с ним такое устройство, куда просовывается рука пациента.
Ну и мы осмелимся предположить, что поликлиники скоро будут выглядеть несколько по-другому: то есть возможно пол этажа или этаж будет состоять из таких кабинок электронных систем медицинских осмотров.
То есть будет информация считываться с персональных помощников, вот этих цифровых персональных помощников, связанных с мониторингом здоровья. Будет отправляться в единую базу.
Также по поводу цифровой платформы. Правое регулирование мониторинга состояния здоровья. Это уже связано с безопасностью и охраной труда. Удаленные медицинские осмотры, оценка психофизиологического состояния. И так называемые умные фельдшерские пункты.
В ближайшее время мы в исполнении целей данного Указа увидим нормативно-правовые акты, которые будут закреплять положение.
Ну и цифровизация скорой медицинской помощи, санитарной авиации медицинской эвакуации, санаторно-курортного лечение и реабилитационно-восстановительного лечения. Вот что я хотел бы сказать.
Еще раз благодарю за предоставленную возможность!
То есть мы тут с вами присутствуем при цифровизации здравоохранения. Хотел бы обратить внимание, что после того, как кандидатура министра здравоохранения Мурашко была предложена на утверждение в госсовет, он выступил в Госдуме и четыре пятых его выступление касались искусственного интеллекта и систем цифровизации здравоохранения.
Под конец ему даже задали вопрос: почему так много внимания уделяете, почему мало говорите о кадровом голоде в медицине, о качестве образования?
На самом деле, что я хотел бы подчеркнуть, вот эта цифровая платформа, которая связана с цифровой зрелостью здравоохранения, она позволяет даже несколько и снизить требования к медработникам по качеству образования и профподготовке.
Если мы внимательно изучим документы Высшей школы экономики, аналитических центров и Цифромедовские, там очень много внимания уделяется телеконсультациям и прослеживается модель, которая сейчас реализована, например, в банковских продуктах, либо иных сервисов, когда вам просто задают вопросы и вы переходите там с помощью кнопок куда вам надо дальше, куда будут подключены роботы, интеллект, как сейчас это делается.
Сами терапевты в клиниках, видимо требования к ним тоже несколько ими уменьшится, они будут разгружены. Все уйдет в цифру и в алгоритмизацию.
При возникновении каких мало-мальски сложных вопросов будет переключение на телемедицинскую консультацию, консилиумы и присоединение искусственного интеллекта. Это система поддержки врачебных решений.
По сути дела, Указ Президента на национальных целях развития, и учитывая то, что уже определён единственный поставщик, это Цифромед, то нас возможно ждет в течении нескольких лет именно такое будущее.
Соответственно пласт нормативно-правовых актов, который будет закреплять это поступательное движение на нем.
Хотел бы закончить на этом.
А. Панов: Благодарю, Дмитрий. Ваша позиция, ваш вектор медико-правой направленности – это дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования цифровизации сферы здравоохранения. Субъекты, объекты, каналы, ответственность.
Я тоже Михаила Мурашко слышал, когда он представлялся в качестве кандидатуры. Да, действительно, видимо, стратегическое направление нового старого министра из-за невозможности наполнить кадрами - используем цифровые технологии для облегчения работы медиков в рамках их клинического мышления.
Продолжу. Что я вижу, какое генеральное направление - актуализация? На нем тоже Михаил Мурашко остановился. Это новый проект оплаты труда работников бюджетной сферы. Здравоохранения в том числе. И старый новый министр обмолвился о том, что проект нормативного акта у него уже есть. Буквально вот он готов его выдать, показать.
Само собой, хотелось бы увидеть проект этого нормативного акта. Поскольку его под сукном держать нельзя. Касается судеб учреждений здравоохранения и медицинских работников, осуществляющих в них свою профессиональную деятельность.
Но поскольку до запуска еще много времени, полагаю, что министр здравоохранения уже новый, даст возможность с данным проектам нормативного правового акта познакомиться. И не исключаю, что мы внесем свою лепту в планах его оценки.
В целом поставленные В. Путиным цели перед здравоохранением амбициозные. И Михаилу Мурашко вместе с Татьяной Голиковой нужно стать во главе их выполнения, иначе зачем они соглашались работать в своих значимых должностях.
Дмитрий, спасибо за профессиональное общение, из которого следует, что работы в рамках видеоконференции у нас еще хватит до 2030 года!
Всего доброго, до свидания.
Д. Гаганов: Однозначно хватит. Благодарю вас за предоставленную возможность. Всего доброго. И до новых встреч!